Если вы спросите главного инженера Civic Type-R о тестах на Нюрбургринге, он примется умными словами рассказывать вам о различиях покрытий, типах поворотов и длинных прямиках. Но затем его маска деловитой серьезности неизбежно будет становиться все тоньше, и, в конце концов, разлетится на куски, обнажая мальчишечью ухмылку. И после этого он признает, что его люди провели столько времени на Нюрбургринге лишь потому, что президент Honda заявил всему миру о том, что новый Civic Type-R побьет там все рекорды. Это стало сюрпризом для всех, включая команду, работающую над Civic Type-R.
А то, что говорит президент, нужно выполнять. Таканобу Ито нужно было лишь объединить глаголы, существительные и прилагательные в связное предложение, а вот для Хисаюки Яги это означало три года упорного труда и одну гигантскую головную боль. Тем не менее, 4 марта этого года Honda выпустили видео, на котором предсерийный Civic Type-R промчал 20 изматывающих километров по «Нордшляйфе» за 7:50.63. Рекорд был побит, Ито-сан не ударил в грязь лицом, и, насколько мы можем судить, именно после этого новый Type-R стал самым ожидаемым «горячим» хэтчем.
Инженеры были просто вынуждены сделать новый Civic гораздо быстрее предыдущего: сыграла свою роль и «гонка вооружений», которая проходит сейчас в стане хот-хэтчей, и смелое заявление президента Honda, которое он сделал три года назад. В результате новый Civic в корне отличается от своих предшественников. Главное отступление от канонов – появление наддувного мотора вместо высокооборотного «атмосферника». Это первая Ходна с красным значком и турбокомпрессором, и этот факт вполне может повергнуть в уныние большую армию преданных поклонников Type-R.
Но, как замечает Яги-сан, единственным способом поднять мощность до необходимого уровня без принудительного нагнетания воздуха в цилиндры, была установка тяжелого трехлитрового мотора. Кроме собственно веса была проблема вредных выбросов, которые не укладывались в жесткие требования. Так что, как прискорбно бы это ни звучало, атмосферные спортивные двигатели Honda себя изжили.
Теперь под капотом Civic поселился двухлитровый четырехцилиндровый мотор с наддувом, который развивает 306 л.с при 6500 об/мин и 400Нм в диапазоне 2500-4500 об/мин. С другой стороны, фанаты, возможно успокоятся, когда узнают, что Civic Type-R по-прежнему использует всеми любимый VTEC, который и делал старые движки такими «крикливыми». Отдел маркетинга пытался убедить нас, что новый мотор «на верхах» по-прежнему орет как банши, но мы проверим это лично.
Первым 300-сильным переднеприводником был Focus RS второго поколения, который вышел в далеком 2009 году, но он этого динамические показатели нового Civic Type-R не становятся менее впечатляющими: 5.7 сек до 100 км/ч и 269 км/ч максимальной скорости.
Единственный вариант трансмиссии – это шестиступенчатая «механика» и дифференциал повышенного трения. Чтобы уменьшить подруливающий эффект от такой громадной тяги, инженеры использовали отдельные поворотные кулаки в передней подвеске, что, по их словам, позволило снизить паразитный момент вдвое по сравнению с обычной стойкой McPherson. В задней подвеске вместо продвинутой «многорычажки» используется скручивающаяся балка, но наш любимый хот-хэтч Renaultsport Megane 275 Trophy прекрасно себя чувствует с похожей схемой. Что более важно, инженеры доводили шасси Civic в том числе и на Британских сельских дорожках (презентация машины проходит в Словакии).
Тормозная система – Brembo, с 350-мм дисками спереди, а стандартная резина – Continental SportContact 6 на 19-дюймовых дисках. Эти покрышки относятся к высшему сегменту спортивной резины, но они не такие бескомпромиссные, как Michelin Pilot Sport Cup 2, который намертво «приклеивает» Megane и SEAT Leon Cupra 280 Ultimate Sub8 к сухой дороге.
Может, Civic Type-R и не получил «волшебные» шины своих конкурентов, зато, по словам представителей Honda, он уникален тем, что является единственным автомобилем в этом классе, который развивает прижимную силу. Мы можем предположить, что значения прижимной силы минимальны, поскольку инженеры отказываются привести точные данные, но это все равно примечательно, что «горячий» Civic не создает силы подъемной. Передний сплиттер, почти плоское днище, задний диффузор и большое антикрыло – все они предназначены для того, чтобы прижимать машину к дороге. Правда, расплачиваться за эту прижимную силу придется дизайном, который мало кому покажется гармоничным.
Такое ощущение, что переднюю панель Civic вырезал самурай, которому завязали глаза и поставили перед кучей глины – настолько «многослойная» и «рубленая» у нее архитектура. Интерьер Civic не такой строгий, как у большинства его немецких одноклассников, и, что более важно, теперь качество сборки и материалов – на уровне. Водительское кресло было опущено на 20 мм в области бедер по сравнению с обычным Civic, поэтому посадка за рулем стала безмерно лучше, чем в предыдущем Civic Type-R. На дороге новый Civic воспринимается более энергоемким по сравнению с прошлым Type-R, в котором масло в амортизаторах явно повстречалось взглядом с Медузой Горгоной. На низких скоростях Civic едет достаточно мягко, а с ростом скорости его шасси ведет себя достаточно расслабленно для того, чтобы дальние поездки не превращались в пытку, как на Civic Type-R предыдущего поколения.
Жесткая подвеска Civic Type-R прошлого поколения была проблемой не только с точки зрения комфорта; «железобетонная» подвеска старого Цивика «съедала» часть хода подвески, из-за чего водитель почти не догадывался о том, каким запасом сцепления он располагает. Кроме того, на входе в поворот передние колеса зачастую не могли нормально схватиться за асфальт. Новая же машина активно перебрасывает вес вперед, когда вы тормозите на дуге, а затем кренится ровно настолько, чтобы вы почувствовали увеличивающуюся перегрузку в повороте. В целом новый Civic более понятен на интуитивном уровне, и все из-за того, что его подвеска стала более дружелюбной к водителю.
Также новая машина лучше «глотает» ямки и кочки, но при этом всегда остается в хорошем смысле напряженной и сбалансированной как в поворотах, так и на волнах покрытия. И если старая машина была явно настроена на недостаточную поворачиваемость, то новый Civic демонстрирует более нейтральные повадки в поворотах, а также легче поддается на провокации в виде резкого сброса «газа» или «тычка» по тормозу. Благодаря этому на обычной дороге новый Civic едет более увлекательно, чем старый. В общем, шасси Civic Type-R в полной мере отвечает невероятно высоким стандартам, заданным в этом классе.
Рулевое управление «острое», точное и имеет приятный, «естественный» вес. Правда, обратная связь к водителю начинает поступать лишь тогда, когда он уже повернул руль – на прямых «баранка» хранит молчание. Под полным «газом» на второй передаче есть лишь намек на «паразитные» подруливания, а дифференциал повышенного трения творит свое волшебство и «затягивает» нос машины на внутренний радиус.
Кнопочка «+R» уменьшает помощь усилителя руля, усыпляет бдительности системы стабилизации, «заостряет» реакции на «газ» и зажимает амортизаторы на 30%. Настройки этого режима неизменны, поэтому хотя на ровных дорогах дополнительная жесткость, более лояльная система стабилизации и более отзывчивый акселератор зарекомендовали себя просто отлично, я уверен, что для разбитых сельских шоссе Британии это будет слишком. Также еще нужно узнать, как Civic справляется со своей огромной мощью на мокрых покрытиях.
Двигатель уже не является ядром Civic Type-R, и тому есть две причины. Во-первых, у Civic отличное шасси. Во-вторых, новый мотор так не будоражит душу, как старые агрегаты с VTEC. Переход на более высокий подъем клапанов может произойти в широком диапазоне оборотов, начиная с 1200 об/мин, так как наддувный мотор на низких оборотах работает более эффективно именно в «высоком» режиме VTEC. Максимальная мощность достигается на 1000 об/мин выше, чем в, скажем, Megane, так что здесь больше красок «на верхах», но, если честно, хондовский мотор мало чем отличается от других турбовых «четверок», которые стоят на спортивных машинах. Мы долгое время думали, что высокооборотный «атмосферник» будет оставаться фирменной «фишкой» Type-R, но новый Civic доказал нам, что на самом деле фирменной чертой Type-R является четкий и короткоходный рычаг КПП.
Какое-то время французы чувствовали себя как дома в секторе горячих хэтчей, но судя по первой поездке, новый Civic Type-R может стать для французских машин самым серьезным соперником. Honda были вынуждены отступиться от своих высокооборотных двигателей с бешеным характером; двигателей, которые в свое время сделали красный значок «Хонда» известным на весь мир. Но в то время как одни будут оплакивать потерю высокооборотного мотора, другие порадуются тому, что на сегодняшний день мы имеем наиболее сбалансированный и цельный Сivic Type-R.
Текст: Дэн Проссер
Фото: Астон Пэрротт
ЭВО, август 2015
опечатка
огонь!… турбу начали делать… еще бы задний привод(:smile:)
Прогресс! 🙂
s2000,nsx